Семья и семейное воспитание становятся приоритетами государственной политики россии, что находит отражение в законодательных актах.
На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным, что зафиксировано в Федеральном законе «об образовании в российской Федерации». В ст. 44 Закона сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в доо и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов рФ. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФгоС до) взаимодействие с родителями (законными представителями) названо важным психолого-педагогическим условием реализации программы по вопросам образования ребенка, а также условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. ФгоС до направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. В этом документе говорится об оказании помощи семьям воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс.
Взаимодействие рассматривается сегодня как обязательное условие единства требований детского сада и семьи, успешного воспитания. оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями — условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки всех сторон на совместную работу, определение целей, планирование, организацию и подведение итогов.
Планирование работы с семьями воспитанников
1. |
Разработка перспективного плана работы ДОО с родителями на 2023– 2024 учебный год |
|
Заведующая Новикова Е.В. Ст. воспитатель Муз. руководитель Воспитатели всех возрастных групп |
2. |
Банк данных по семьям воспитанников 1. Исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи: анкеты для воспитателей и для родителей, беседы с детьми. 2. Выявление уровня родительских требований к дошкольному образованию детей. 3. Проведение мониторинга потребности семьи воспитанников в дополнительных услугах. |
сентябрь
октябрь
май |
Ст. воспитатель муз. руководитель Воспитатели всех возрастных групп |
3. |
Нормативно-правовое обеспечение 1. Знакомство с уставными документами и локальными актами учреждения. 2. Заключение договоров с родителями воспитанников, посещающих дошкольное образовательное учреждение. 3. Создание пакета нормативно-правовой документации, обеспечивающей сотрудничество с родителями в период введения ФГОС ДО |
в течение года |
Заведующая Новикова Е.В. Ст. воспитатель Муз. руководитель Воспитатели всех возрастных групп |
4. |
Анкетирование и опросы 1.Социологическая анкета семьи. 2.Выявление степени вовлеченности родителей в образовательный процесс. 3.Анкетирование по запросам задач годового плана 4.Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. |
сентябрь октябрь
ноябрь
февраль май |
Ст. воспитатель Муз. руководитель Воспитатели всех возрастных групп
|
5. |
Помощь родителей учреждению
|
В течении года |
Заведующая Новикова Е.В. Ст. воспитатель Муз. руководитель Воспитатели всех возрастных групп родительский комитет |
Родительские собрания и дни открытых дверей
Общие родительские собрания |
1 собрание
|
«Начало нового учебного года. Подготовка ДОУ к новому учебному году. Переход ДОУ на ФОП ДО» |
сентябрь |
Заведующая Новикова Е.В. Ст. воспитатель Волохина С.В. Муз. руководитель. Воспитатели всех возрастных групп |
2 собрание
|
Взаимодействие детского сада и школы в подготовке детей к школьному обучению в соответствии с ФОП ДО |
ноябрь |
Заведующая Новикова Е.В. Ст. воспитатель Волохина С.В. Муз. руководитель Воспитатели всех возрастных групп |
|
3 собрание
|
«Итоги воспитательно-образовательной работы 2023-2024 учебного года. |
май |
Заведующая Новикова Е.В. Ст. воспитатель Волохина С.В. Муз. руководитель Воспитатели всех возрастных групп |
|
Групповые родительские собрания |
1 собрание
2 собрание
3 собрание
4 собрание |
Основные задачи работы группы на 2023 -2024 учебный год
Тематические родительские собрания в нетрадиционной форме по выбору воспитателя
Итоги работы за 2023-2024 учебный год (анкетирование, результаты диагностики) |
сентябрь
ноябрь февраль
апрель |
Воспитатели всех возрастных групп
|
Дни открытых дверей |
|
День открытых дверей Проведение мероприятий в соответствии с ФОП ДО
|
|
Заведующая Новикова Е.В. Ст. воспитатель Волохина С.В. Муз. руководитель Воспитатели всех возрастных групп
|
Консультации для родителей
Тема консультации |
Срок исполнения |
Ответственный |
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
|
Сентябрь |
Педагог-психолог
Ст. Воспитатель Учитель-логопед
Муз. руководитель
Учитель-логопед
Муз. руководитель
Воспитатель
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Ст. воспитатель
Воспитатель
|
Роль семьи в формировании гендерных представлений ребенка |
Октябрь |
|
Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов |
Ноябрь |
|
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье |
Декабрь |
|
30 упражнений для развития дикции |
Январь |
|
Музыкально-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей у детей
|
Февраль |
|
Особенности экологического воспитания Экологические игры с детьми дома
|
Март |
|
Игровая песочная терапия (сендплей)
|
Апрель |
|
Советы родителям по подготовке ребенка к школе |
Май |
|
Игра как средство развития речи
|
Июнь |
|
В жаркий день-на пляже, в бассейне, на даче
|
Июль |
|
О соблюдении правил дорожного движения |
Август |
Научно-педагогическая пропаганда
Тема, литература |
Сроки |
Ответственные |
Оформление папок -передвижек: - по вопросам воспитания и обучения по новой образовательной программе - по вопросам оздоровительной работы Создание рекламных листовок, буклетов. Информационные стенды. Тематические выставки. Мультимедийные презентации. Информация на сайте ДОУ. |
В течение года |
Ст. воспитатель Воспитатели Педагог-психолог |
Выпуск информационного стенда для родителей: «Социальное развитие ребёнка через формирование гендерной принадлежности »
|
Октябрь |
Педагог-психолог Волохина С.В. |
Памятка «О внедрении ФОП ДО»
|
Январь |
Старший воспитатель Волохина С.В. |
Оформление наглядного материала для родителей «Музыкальные игры летом»
|
Май |
Музыкальный руководитель Фролова О.П.
|
Оформление наглядной и консультативной информации на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» |
Июнь |
Воспитатель Щепелева Я.С. |
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ |
Тема |
Сроки |
Слушатели |
1 |
Личная гигиена ребёнка, воспитание культурно-гигиенических навыков. Профилактика коронавируса, ОРВИ и гриппа. Мероприятия при карантинах. |
сентябрь |
медсестра Егорова О.Л. |
2 |
Режим дошкольника и его значение для здоровья. Профилактика стоматита. К Дню психического здоровья (беседа педагога-психолога). Сроки реализации продуктов. |
октябрь |
Ст. воспитатель Волохина С.В.
медсестра Егорова О.Л. |
3 |
Ротовирусный гастроэнтерит, меры профилактики. Гигиена рук и одежды. Соблюдение температурного режима в группах. |
ноябрь |
медсестра Егорова О.Л. |
4 |
Профилактика ОРЗ и гриппа. Профилактика уличного травматизма. К Всемирному Дню борьбы с бронхиальной астмой( беседа о профилактике лёгочных заболеваний). |
декабрь |
медсестра Егорова О.Л. |
5 |
Глистные заболевания. Охрана здоровья ребёнка(советы родителям). |
январь |
медсестра Егорова О.Л. |
6 |
Профилактика нарушений зрения. Профилактика детских инфекционных заболеваний (Ветряная оспа, краснуха) Текущая дезинфекция в группах и на пищеблоке. |
февраль
|
медсестра Егорова О.Л. |
7 |
К Международному Дню борьбы с туберкулёзом (беседа «Что нужно знать о туберкулёзе») Нарушение речи у детей Хранение хлорсодержащих растворов |
март |
медсестра Егорова О.Л. |
8 |
К Всемирному Дню здоровья (беседа о здоровом образе жизни) К Европейской неделе иммунизации (беседа о профилактических прививках) Хранение продуктов, их обработка и сроки реализации |
апрель |
медсестра Егорова О.Л. |
9 |
Первая помощь при неотложных состояниях Медико-педагогические мероприятия для подготовки детей к школе Мероприятия при карантинах |
май |
медсестра Егорова О.Л. |
КОнкурсы и выставки, организуемые совместно с родителями как участниками образовательного процесса
Содержание |
Наименование возрастных групп |
||||||
Вторая группа р. в. (2 – 3 года) |
Младшая группа (3 – 4 года) |
Средняя группа (4 -5 лет) |
Старшая группа (5 – 6 лет) |
Подготовительная к школе группа (6– 7 лет) |
Подготовительная к школе группа «А» (6 – 7 лет) |
|
|
Октябрь |
Смотр- конкурс: Оформление развивающей среды группы на тему: «Осенняя мастерская» |
||||||
Декабрь |
Конкурс на лучшую новогоднюю фотозону в группе «Зимние сказки» |
||||||
Март |
Фотоконкурс «Супермама», посвященный Международному женскому Дню 8 марта
|
||||||
Май |
Конкурс творческих работ, посвящённых дню Победы
|
||||||
Июнь |
Конкурс рисунка на шарике |
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ ДОУ |
||
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные |
Проведение социологического анализа семей ДОУ, составление общей справки |
В течение года |
Ст. воспитатель Воспитатели Педагог-психолог |
Выявление семей, требующих особого внимания (матери-одиночки, разведенные, опекуны) |
В течение года |
Воспитатели групп |
Выявление семей риска. Посещение семей, постановка на учет |
В течение года |
Ст. воспитатель Воспитатели Педагог-психолог |
Проведение индивидуальных бесед с родителями, опекунами |
В течение года |
Ст. воспитатель Воспитатели Педагог-психолог |
Привлечение родителей из семей, требующих особого внимания, к мероприятиям в детском саду |
В течение года |
Воспитатели всех возрастных групп, родительский комитет |